Главная » Новости » Человек играющий. Что думает психолог о компьютерных играх?

Человек играющий. Что думает психолог о компьютерных играх?

— Как соотносятся спорт и компьютерные игры?

— Спорт и компьютерные игры сложно развести, настолько они перекликаются. Та же спортивная на сегодня дисциплина покер начиналась как настольная игра. Точно так же мы говорим о шахматах, шашках и других играх, где есть элементы соревнования.

— В компьютерных играх отсутствует физический контакт. Когда ты бегаешь по футбольному полю — ты сам не устаёшь, если противник применяет болевой приём — тебе не больно. Это хорошо или плохо?

— И хорошо, и плохо. На тренировках у футболистов есть теоретические занятия, где они занимаются тем, чем занимается компьютерный игрок: разбирают возможные действия и тактики. Для этого тренер использует не компьютер, а магнитную доску с фишками. Но они могли бы взять игру FIFA и показывать все те же тактики, если бы там был режим программирования игровой ситуации.

— Как по играм, которые выбирает человек, можно что-то о нём сказать?

— Вся наша жизнь полна условностей. В игре всё ограничено только фантазией разработчиков.

Игра привлекает прежде всего своей интерактивностью: можно побыть в шкуре пирата XVII века или космического исследователя ХХХ века. Попытки сделать это были всегда: вспомним театр, древние мистерии или просто книги.

Читая книгу, мы погружаемся в её атмосферу и представляем себя персонажем. Игра расширила эти возможности до непосредственного участия.

Игра очень часто может предложить какой-то моральный выбор. Иногда игроки сохраняются перед выбором, чтоб потом переиграть разные варианты. В психологии на ролевых тренингах мы как раз и воспроизводим это — разыгрываем исходную ситуацию по нескольким сценариям.

Почему мы ходим в театр? Мы наслаждаемся игрой актёров и погружаемся вместе с ними в эту среду. Игра оказывает на человека гораздо большее воздействие. Хорошо подобранная музыка, визуальный ряд и сюжет оставляют след гораздо больший, чем прочитанные книги: далеко не у каждого есть фантазия, чтобы всё в деталях представить.

У каждого из нас есть хобби. Оно появляется в подростковом возрасте и может остаться с нами на всю жизнь. Компьютерная игра легко может стать таким хобби. Почему мы не удивляемся, когда человек проводит много времени в гараже, совершенствуя свою машину? Или театралу, который посещает все премьеры? Мы считаем это нормальным. А когда человек отслеживает все новинки игровой индустрии, вдруг называем это зависимостью.

— Почему в игре человек может проявлять свои лучшие умения и качества, а в жизни оказывается не таким конкурентным?

— В психологии эта проблема давно известна и изучена. Когда мы кого-то обучаем в рафинированных лабораторных условиях, то должны добиться того, чтобы в реальных условиях жизни он это успешно применял. В лаборатории, в классе, на тренинге, на тренировке он делает всё хорошо, а выходит в жизнь — и ничего не может сделать.

Здесь похожая ситуация. Какие навыки могут понадобиться человеку, который регулярно играет в фентезийные игры? Понятно, что никакой магии в нашей жизни нет. Но игра предоставляет возможности коммуникации. Не зря такие люди обычно ищут сообщества, где они друг с другом могут быть наравне. Игры — это всего лишь среда, в которой человек может себя проявить.

Обратите внимание на сегодняшний бум социальных сетей. Пройдёт и он. Но почему у молодёжи возникла такая большая потребность в этом? Они порой не могут пообщаться с соседом по лестничной клетке, но в виртуальном мире у них гигантское количество друзей из разных стран. Это сегодняшняя потребность в сплочении и в поиске близкого себе человека. Близкого по духу, идеям и интересам.

Перенос навыков из игры в реальную жизнь может происходить как положительный, и так и отрицательный. Но это проблема не игровой индустрии, а психологической системы воспитания человека. Игра — это провоцирующая среда, но наша жизнь создаёт нам гораздо больше провоцирующих ситуаций. Пьяный хулиган на улице — это тоже провокация.

— Как быть с отрицательными героями в играх?

— Мы читаем детективы про преступников, книги Достоевского — но не берем топор и не идём с его помощью решать вопросы. Никому не приходит идея запретить Достоевского.

Перенос форм поведения из виртуальной, то есть вымышленной реальности в жизнь — это проблема не только компьютерных игр, а всего современного общества. И обсуждаться эта проблема должна широко и с привлечением разных специалистов — педагогов, психологов, врачей, но без предвзятого отношения к компьютерным играм.

Я бы предложил в школах рассматривать игры как одну из форм обучения. В исторические игры можно играть на истории — они гораздо лучше позволяют узнать эпоху, чем это можно сделать по атласам и картинкам. География, астрономия, физика, химия, анатомия. Игровая форма выдвигает определённые требования к человеку: должна быть доля воображения. Но при этом мы помним, что есть граница, где заканчивается условность и начинается реальность.

У маленького человека эта граница очень часто размыта, поэтому важно, чтобы люди вокруг: родители, учителя — помогали ему приобрести ощущение этой границы. На сегодняшний момент чаще всего общение ребенка с другими игроками ограничивается сверстниками.

Игра несет гигантский воспитательный потенциал, как и спорт. Сегодня у нас есть дети, которые никогда не занимались спортом. А это серьёзнейшее упущение, потому что спорт воспитывает не только физически, но и психологически. Но такие же качества, терпение и выносливость, воспитывает и компьютерная игра; тренируются память и мышление.

Игра — всего лишь средство. Как ядерная энергия, которую можно использовать как на пользу, так и во вред.

— В играх есть плохие и хорошие герои. Когда возможен выбор, чаще выбирают плохого героя?

— Выбирают по другим критериям. Если я не реализовал себя как хороший, то в игре я чаще всего буду хорошим. А вот если я в жизни обычный— то в игре я могу выбрать себе плохого. То есть это один из вариантов компенсации, возможность побыть в другой шкуре. Но чаще мы всё-таки стремимся выбирать героев, соответствующих нам.

— Большинство людей, увлекающихся компьютерными играми, воспринимают своё увлечение нормально. Не мучает ли иногда игрока чувство вины за то, что он «просидел» все выходные в новой игре, и если да, то что с этим делать?

— Чувство вины мучает. Более того, знаю многих, кто бросил из-за этого играть. Мой знакомый рассказывал мне, как сел играть в «Цивилизацию» и очнулся в понедельник. И понял, что, если будет продолжать в таком же духе, будет очень тяжело. Если человек не владеет средствами выхода из этой ситуации, ему нужно помогать. Например, показывать привлекательность реального мира и условность виртуального. Но похожих ситуаций мы знаем много.

Даже на психологических тренингах бывают люди, зависимые от психологических тренингов.

Конечно, в этом нет физиологической зависимости, но психологическая зависимость может быть не меньшей.

— Постигровой стресс — насколько он распространён и как с ним справляться? Когда человек в игре показывает невероятные способности, завоёвывает миры, а тут ему нужно возвращаться к обычным делам, выносить мусор…

— Постигровой стресс — интереснейшее явление. Вот ситуация: вы отличник в школе. Но заканчиваются уроки, вы выходите из школы и оказываетесь в толпе одноклассников, которые более успешны в чём-то другом. Такие жизненные ситуации встречаются сплошь и рядом. Если вы не переносите свои школьные успехи в жизнь, если вы не стали успешным в быту, в личной жизни, предпринимательстве, то так и останетесь с этим синдромом отличника.

Ощущение удовольствия и радости достижения победы в идеале должно быть перенесено на реальную жизненную ситуацию. Ведь, чтобы достичь чего-то в игре, нужны работа и усердие. И, если применить эти навыки в жизни: в работе, в изучении языка, — человек сможет достигнуть такого же успеха и в жизненных целях.

Дети очень часто не осознают объём усилий, на которые они способны.

Что же касается самого стресса — да, эта проблема актуальна. Ведь человек в игре пребывает в определённом игровом состоянии, и прямой переход из этого состояния в другое достаточно сложен. Точно так же, как, например, боксёра прямо с ринга никто сразу не выпускает на улицу. Но жизнь даёт массу промежуточных ситуаций для переключения, начиная с душа после тренировки, где человек возвращается к своему обычному состоянию. А в играх перерыв может произойти мгновенно: закончил бой, вскочил и побежал на занятия.

Я рекомендую всё-таки делать эту паузу — выходить из игры немного раньше. Что происходит с человеком, который только что вышел из кинотеатра? Там только что такие события происходили, а человек выходит — и над ним обычное небо, обычные люди. И у человека может возникнуть потребность пройти пару остановок пешком, чтобы сохранить в себе это состояние и пережить его. Нечто аналогичное нужно делать и в играх.

— На что обратить внимание, если ребёнок увлёкся компьютерными играми?

— Если ребёнок будет читать два часа тексты из учебника на компьютере, он устанет, но родители ему на это ничего не скажут. То же произойдёт, если два часа он будет смотреть познавательные фильмы или сериалы.

В конечном итоге родителей настораживает не факт сидения перед компьютером (хотя именно это должно пугать — это гиподинамия). Пугает взрослых то, что он за компьютером делает. «Он убивает!».

А ведь, может быть, он в этот момент защищает слабых по сюжету игры. Проблема в том, что содержание игр очень часто создаётся в угоду инстинктам. Возможность порезать человека на части может впечатлить. Но точно так же есть дети, которые издеваются над кошкой или надувают лягушек. Поймал муху, оторвал крылышки и посмотрел, как она бегает без крылышек, — это тоже жестокость. В чём разница? Более того, там виртуальный персонаж, а тут реальный. Но на этом не так заостряется внимание.

Должны быть жанровые запреты, не зря существует возрастной рейтинг. Ещё эффективнее — вводить диагностические блоки. Когда человек начал медленнее реагировать, мы можем выдать ему предупреждение, что пора отдохнуть.

Мы не учитываем, что в игровой зависимости виноваты не игры. Виновато окружение, которое не даёт альтернативы играм.

Игры оказываются настолько хороши, что всё остальное по сравнению с ними — серое и бледное. Нужно учиться получать удовольствие от других видов активности. В принудительном порядке. Сначала это напрягает, а потом начинаешь получать от этого удовольствие.

Весело ли ходить в тренажёрный зал? Нет. Но через какое-то время вы начинаете ощущать огромное удовольствие от занятий. Многие дети плачут, когда их принуждают заниматься музыкой. Но на всех выпускных они благодарят тех, кто заставил их заниматься. Неправильно ругать игры за то, что они яркие и привлекательные. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы всё остальное в жизни сделать более привлекательным.

— Как по играм, которыми увлекается ребенок, распознать в нём его таланты и склонности?

— Это уровень доверия: нужно расспрашивать ребёнка обо всём, что он делает. Ведь мы спрашиваем у детей, как в школе дела. Почему бы не интересоваться его прогрессом в игре? Узнайте, чего он достиг, кто ещё играет в эту игру и чего достигли другие, у кого и почему прогресс идёт лучше или хуже. Можно использовать игру как способ коммуникации с ребёнком. Он будет рад, если вы попросите его показать, как играть. Детско-родительские отношения только выиграют от этого.


Source link

x

Check Also

«Клановая потасовка». Регистрация началась!

28 июля пройдут первые бои нового турнира сильнейших кланов игры. Читать дальше Обсудить на форуме Source link